ППО учителей

Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Муниципального Образования

                  Динской район                       

                             Средняя

                                                       Общеобразовательная

                                                                             Школа  29                                              

                                                                                   имени Героя Советского Союза    

                                                                                             Броварца Владимира Тимофеевича

 

ППО учителей

 

Публичная презентация Полякова Е.М.


 

1.ППО Шапкун В.Н.смотреть

2.ППО Плотникова Н.В.

3.ППО Черная Т.В.

4. ППО Лашко Н.В.

 


 

  

Проектная деятельность в начальной школе.

Черная Т.В., учитель начальных классов

                  Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Проектная деятельность является подспорьем к достижению данной цели, кроме того, позволяет реализовать главную задачу обучения: научить ребенка учиться.

                В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта.

               Классифицировать проекты в учебной деятельности можно по следующим параметрам:

 1.По числу участников (личные, парные, групповые);

2.По профилю знаний (моно проекты – в рамках одного предмета и межпредметные – по двум или более предметов);

3.По характеру результата (информационный, исследовательский, творческий, практико – ориентированный, обзорный);

4.По продолжительности (краткосрочный – 3 - 6 уроков, средней продолжительности – 1 – 2 месяца, долгосрочный – до года).

Основными критериями успеха работы над проектомявляются:

  • учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу;
  • ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
  • профессиональное самоопределение. Именно при выполнении проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
  • при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся;
  • развивается социальный аспект личности за счёт включения в различные виды деятельности.

Опыт показывает, что наиболее эффективными видами проектной деятельности в начальной школе являются:

·         Групповые творческие проекты.

·         Информационные проекты (как групповые, так и индивидуальные).

·         Исследовательские проекты.

Рассмотрим примеры этапов проведения проектных работ, используемых на практике.

Групповой творческий проект  «Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Данная работа проводилась на уроках изобразительного искусства в 3 классе. Продолжительность работы – 3 часа. Этапы проекта:

1 – ый урок.

  • Обсуждение сюжета сказки П. Бажова «Серебряное копытце»
  • Распределение по группам
  • Выбор темы декорации
  • Обсуждение в группах (выбор необходимых материалов, распределение между участниками группы ответственных за тот или иной материал)
  • Обсуждение технологии изготовления балаганного театра

2 – й урок.

  • Изготовление деталей сцены, персонажей сказки

3 – й урок

  • Защита проекта (из каких материалов выполнено изделие, технология выполнения данной работы, какие трудности возникли, рекомендации тем, кто захочет приступить к данной работе)
  • Инсценировка выбранного сюжета.
  • Подведение итогов

Проведение этой работы с использованием проектного метода позволило решить следующие задачи:

1.      Каждый ребенок был задействован, чувствовал свою ответственность и значимость в решении поставленной проблемы

2.      Дети получили возможность систематизировать и применить на практике ранее полученные знания

3.      Учитель в ходе данной проектной работы исполнял роль наблюдателя, осуществлял сотрудничество в случае необходимости, позволив тем самым учащимся принимать самостоятельные решения.

Информационные проекты являются неотъемлемой частью уроков окружающего мира и кубановедения. Сбор нужной информации для составления мультимедийных презентаций для будущего урока позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вывести процесс обучения за рамки урока, сделать учащегося равноправным участником учебного процесса.

Основными этапами данной проектной деятельности:

  • Визуальное знакомство с будущей темой урока
  • Сбор интересной информации с использованием различных источников
  • Обсуждение, совместное составление презентации
  • Защита проекта на уроке

Исследовательский проект «Тайна кубанского рушника» (4 класс):

Цель исследования:

·         Познакомится со значениями орнаментов, использованных на кубанских рушниках.

Этапы исследования:

·         Посещение краеведческого музея для детального знакомства с кубанской вышивкой

·         Изучение литературных источников, рассказывающих о символике в орнаменте

·         Самостоятельная вышивка рушника с учетом полученных знаний

Защита работы:

·         Выступление с докладом на уроке кубановедения

·         Выступление на школьной и районной научно – практической конференции

     В результате вовлечения учащихся в исследовательскую проектную деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и организационные. А в современном мире без подобных умений просто не обойтись!    

         Результаты применения метода проектной деятельности очевидны.                  Учащиеся начальных классов, активно участвующие в проектной деятельности  могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос, постоянные участники  конкурсов, проектов, научно – практических конференций.

Список литературы:

1.      Е. Гайденко «Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса». Газета «Начальная школа» № 10, 2006г. стр. 2-3

2.      Ю. Макаров «Метод проектов». Газета «Начальная школа» № 10, 2006г. стр. 4-7

3.      А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников; Издательский дом ФЕДОРОВ; 2007 год; 207 стр.

 


 

Значение групповой работы на уроках в рамках формирования функциональной грамотности младшего школьника.

 

 

Баскакова Н.Э., учитель начальных классов БОУ СОШ № 29 МО Динской район

 

Тезисы к статье

 

Формирование функциональной грамотности:

   -  УУД – функциональная грамотность;

   -  аспекты групповой работы;

   -  роль учителя в организации групповой работы;

   -  фрагмент урока.

  

 

             Модернизация образования предполагает новые цели начального образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность, развить у них способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формировать УУД - обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях, т. е формировать функциональную грамотность.

              Фраза: « Новое – хорошо забытое старое» известна всем. В какой-то мере она относится и к данному вопросу. В системе развивающего обучения Занкова и в Образовательной программе «Школа- 2000-2100» принципы формирования УУД были заложены изначально, и тем учителям, кто знаком с ними, работать по Новым Стандартам легче.

              Общение и социальное взаимодействие, содействие и сотрудничество, приемлемое отношение к сотрудничеству, ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, преодоление  эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, уважение к иной точке зрения, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, высказывать и аргументировать, убеждать и уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию, брать на себя инициативу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь – это пути развития  коммуникативности.

               Коммуникабельному человеку легче идти по жизненному пути – это всем известно. Научиться быть коммуникабельным можно. И чем раньше, тем лучше. В рамках формирования функциональной грамотности младших школьников стоит групповая работа уч-ся на уроках и во внеурочное время. В зависимости от темы, ее объема, целей работа может осуществлять как в малых группах (3-4 уч-ся), так и в больших (5-8 уч-ся). Задания могут быть как одинаковые, однотипные, так и разные, но в рамках изучаемой темы. Учителю необходимо четко представлять цели данной работы, наметить план выполнения задания, умело и ненавязчиво управлять работой групп. Работу начинать с выработки основных правил работы в группе и в дальнейшем строго придерживаться их.

            Это: терпимость и дружелюбие, серьезное отношение к мнению партнеров, внимание к однокласснику, не смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет право на ошибку. Эти правила работы следует формировать с первых уроков еще в 1-ом классе, начиная работу в парах и  только после усвоения детьми этих правил можно переходить к групповой работе.

              Рассмотрим фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Приставка».

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Цели урока: обучать учащихся; формировать, развивать и отрабатывать  УУД:

  К:  . Умение слушать. Потребность в общении с учителем. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий, работая в группе.

  Л:   Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.

  П : Формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять самостоятельное решение учебной задачи . Формировать умение ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной  форме.

  Р: Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

II  Актуализация

 опорных знаний:  1.   Слово делится на части. Ах, какое это счастье!

                                         Может каждый грамотей составить слово из частей.

 

СЛОВА   РАЗЛЕТЕЛИСЬ   НА   ЧАСТИ

 школ-       - н     школь                  - н -  

 школь -         при -                 - ый

 школь -            - ник                 -ый

        - Составьте слова, обратив внимание на главную часть этих слов.

На доске и в тетрадях записываются слова: школа, школьник, школьный, пришкольный.

Слова разбираются по составу с выделением новой части слова – приставки.

Физминутка. 

III  Постановка учебной проблемы: - Предлагаю провести наблюдение за новой частью слова, работая в группе, таким образом попробовать решить возникшую проблему. Напоминаю правила работы в группе.

Правила работы в группе

1.                 Выберите руководителя группы.

2.                 Говорите спокойно, ясно и только по делу.

3.                 Убедитесь, что в разговоре участвует каждый.

4.                 Подведите итог работы.

 

IV  Поиск решения учебной проблемы:

 1.  Учащиеся работают с полученными материалами, выполняя  исследовательскую работу. Каждая из 5-ти групп получает однотипное задание в виде карточки.

 Вставьте подходящие по смыслу приставки

 

 

Приставки

 

 

Словосочетания

По-

 

              лить чай в чашку

 

На-

 

               лить цветы

 

 

   Пере-

               лить воду из ведра

 

 

Вы-

 

               лить сок из банки в кувшин

 

Вставьте подходящие по смыслу приставки

 

 

Приставки

 

 

Словосочетания

По-

 

               писал письмо

На-

 

               писал в тетрадь

 

    Пере-

               писал рассказ

 

Вы-

               писал красиво

За-

               писал из словаря

 

 

Вставьте подходящие по смыслу приставки

 

 

Приставки

 

 

Словосочетания

До-

 

                   читал  маме

Вы-

 

                   читал  вслух

 

    Пере-

                   читал снова

 

  Про-

                   читал в журнале

 

За-

                   читал до конца

 

Вставьте подходящие по смыслу приставки

 

 

Приставки

 

 

Словосочетания

До-

 

          бежал первым

Вы-

 

          бежал за угол

 

    Пере-

          бежал из дома

 

  При-

          бежал через дорогу

 

За-

          бежал до края

 

Вставьте подходящие по смыслу приставки

 

 

Приставки

 

 

Словосочетания

До-

 

          лететь в комнату

В-

 

          лететь через океан

 

    Пере-

          лететь до Луны

 

  Под-

          лететь в гнездо

 

За-

          лететь  к аэродрому

                

2.  Подведение итогов работы. Отчет каждой группы. Группы обмениваются материалами и записывают по 2-3 словосочетания самостоятельно в тетрадь.

3.Учитель:  Что выяснили о новой части слова?

      / Ответы уч-ся фиксируются на доске в виде опорных схем –

       Приставка. Часть слова. Стоит перед корнем. Образует новые слова. /

 4.   Работа с таблицей-правилом.

 

 

Таким образом, в ходе групповой работы младший школьник получает первоначальные навыки функциональной грамотности.


 

Организация деятельности учителя и учащихся на уроках русского языка и литературы в  рамках  внедрения ФГОС ООО

 

Лашко Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы  БОУ СОШ № 29 МО Динской район

 

Тезисы статьи

Требования, предъявляемые к учащемуся, успешно освоившему программу основного общего образования в рамках ФГОС ООО.

Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Шесть  основных этапов современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

 

 

Много вопросов вызывал переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего и среднего (полного) общего образования, до сих пор идут бурные обсуждения о целесообразности введения новых стандартов в образовании. И  это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

·        анализировать свои действия;

·        самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·        отличаться мобильностью;

·        быть способными к сотрудничеству;

·        обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса. 

 

Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

·        хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

·        учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

·        урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·        вывод делают сами учащиеся;

·        минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

·        времясбережение и здоровьесбережение;

·        в центре внимания урока — дети;

·        учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

·        умение демонстрировать методическое искусство учителя;

·        планирование обратной связи;

·        урок должен быть «добрым».

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

1.     практическая ориентированность;

2.     достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;

3.     направленность на формирование различных способов деятельности;

4.     формирование функциональной грамотности;

5.     компетентностный подход (коммуникативная, лингвистическая, культуроведческая.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама  собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. 

Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя  русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

 

Информационные  источники:

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.


 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».