График работы психологической службы БОУ СОШ № 29

 

Понедельник – пятница  8.00 – 15.30

 

Часы приема

                                                         Понедельник  13.00 – 14.00 

   Среда                   11.20 – 14.30

Пятница            14.00 – 15.30

 

Косенко Светлана Александровна

Школьный педагог-психолог

 

Что такое школьная психологическая служба?

Фигура психолога в школе уже перестала быть непривычной, определились его статус и функции, основные формы работы. Однако остается не вполне ясной мера его участия в воспитательном процессе.

Большинство исследователей склоняются к выводу, что психолог ответственен за психологизацию воспитательных воздействий. При таком подходе перед ним стоят две важные задачи:

- построение гуманных отношений, комфортного общения через создание благоприятных социально-психологических условий для продуктивного сотрудничества учителей, учащихся, их родителей;

- содействие личностному росту, самореализации всех субъектов школьной жизни.

Выполнение этих задач требует создания в школе действенной социально-психологической службы.

Направлением ее деятельности становится, прежде всего, социально-психологический анализ сложившихся деловых и межличностных отношений на всех уровнях (учитель – учащиеся, учитель – учитель, учащиеся – учащиеся, учитель – родители, учитель – администрация) и отслеживание точек напряжения в них. Для этого психолог пользуется богатым арсеналом социально-психологических методов (наблюдение, опрос, экспертная оценка, тестирование), причем не останавливается на констатации полученных фактов, а использует их для профилактики и купирования конфликтов.

Школьный психолог может также содействовать самопознанию, самореализации и актуализации творческого “Я” подростков и старших школьников через групповую работу по типу социально-психологического тренинга. Эта работа может протекать в рамках уроков психологии, психологического кружка или факультатива, сообществ по интересам – “Клуба интересного общения”, школьного театра и т.д. Здесь в центре внимания психолога оказываются отношения, которые складываются у учащихся между собой в процессе совместной деятельности, их коммуникативные трудности (застенчивость, неуверенность в себе, неконтактность, чувство одиночества и отчужденности).

Другая важная сфера деятельности школьной психологической службы связана с квалифицированной экспертизой воспитательных проектов и программ, принимаемых решений, текущего состояния и эффективности воспитательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности. Компетентный взгляд психолога позволит скорректировать при необходимости воспитательные воздействия.

И, наконец, еще один важный аспект психологической работы в школе – это повышение психологической компетентности родителей и учителей, вооружение их знанием возрастных особенностей школьников, стадий развития детских сообществ, трудностей общения, психологических признаков разного рода зависимостей (наркомания, токсикомания, алкоголизм) и т.д.

 

Рекомендации психолога


 

ОТЧЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  О НЕДЕЛЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проведенные мероприятия

в рамках Недели инклюзивного образования

БОУ СОШ № 29 МО Динской район

 

Цель проведения Недели инклюзивного школьного образования: развитие потенциала учеников с инвалидностью в области обучения, коммуникации, отношений со сверстниками и социализации; продвижение развития инклюзивного образования и инклюзии в общество; доведение понимания ценности инклюзии, чтобы не только в школах, но и в обществе в целом, лица с инвалидностью, с особенностями развития воспринимались как обладающие теми же правами и обязанностями, что и все другие люди.

 

В рамках недели инклюзивного образования в БОУ СОШ № 29 МО Динской район в период с 02.12.13 по 06.12.13 прошли мероприятия популяризирующие идею инклюзивного образования:

  

02.12.2013 - Классные часы на тему: «Дети должны учиться вместе» о толерантном отношении к детям с ОВЗ и детям-инвалидам в 5-11-х классах. Классные часы сопровождались играми и конкурсами: «Рисунок на доске с завязанными глазами», «Одень

куртку одной рукой» и т.д.

 

     

 

 

 

Ученики с удовольствием принимали участие в играх для того чтобы

почувствовать на себе как нелегко детям с ограниченными возможностями

 

  

  

04.12.2013 – Круглый стол «Особенные дети» в 5-9-х  классах который сопровождался просмотром видеоролика «Особенные дети».  

 

 

  

 

  

Дискуссия с учащимися о том, для чего нужно инклюзивное образование. По итогам дискуссии ученики сделали вывод,  о том что, детям с ограниченными возможностями будет легче учиться в обычной школе, чем в специализированной. Но при этом, таким детям  необходима  помощь и поддержка самих учеников.

 

06.12.2013 - Была проведена акция: «Инклюзивное образование: мы разные, но мы вместе!». Целью акции было информирование жителей ст. Новотитаровской об основной идее инклюзивного образования в России. Участники акции волонтеры школы 6-х, 8-х и 9-х классов во главе педагога-психолога и социального педагога, прошли по центральным улицам станицы и раздали местным жителям информационные буклеты.

 

 

  

 

 

 

 


 

Родителям


 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

1.       Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2.       Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

3.       Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4.       Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5.       Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6.       Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7.       Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

8.       Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

9.       Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10.   Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

11.   Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12.   Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

13.    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

14.   Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

·         пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

·         внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

·         если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

·         если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

 


 

ученикам


 

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

2. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

4. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

5. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

6. Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части  А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

8. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

 

НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять.

Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТЫ

УСПЕШНОЙ ТАКТИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


 Учителям


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЕГЭ

(памятка для педагогов)

 

                             Экзамены и подготовка к ним, как психологический стресс

 

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Стресс в ситуации испытания – это нормальная и даже необходимая реакция адаптации. В стрессе мобилизуются все физические и психологические силы человека.

Способность человека успешно действовать в условиях стресса – показатель его зрелости как личности. Эта способность отличает также спортсменов, людей опасных профессий. Есть любители «экстрима», кто с детства любит рискованные ситуации, кого стресс бодрит и даже радует.

Вместе с тем, не все способны на подобное восприятие стресса, особенно – подростки. Стресс становится стимулом для развития позже, не в школьном возрасте, а в 19-22 года, с переходом юности в раннюю взрослость. В результате подростки в школе, даже самые успешные, все равно нуждаются в тренировке способности действовать в условиях стресса.

Для подростков же со слабой нервной системой стресс – это вовсе не нормальная реакция, а основной механизм нарушения развития их личности, снижающий их способности к адаптации и социальному успеху. Прежде тренировки стрессоустойчивости такие подростки нуждаются в преодолении тех особенностей личности, которые делают их уязвимыми к стрессу.

Наконец, на решение о поступлении в вуз могут настаивать родители учащихся с неразвитой учебной деятельностью.

Рассмотрим проблему подготовки к ЕГЭ – сквозь призму этих трех групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребенка способность к самостоятельной учебе.

 

Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!

 

Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».

O С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.

O Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).

O Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.

O Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.

 

O К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.

O На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.

O Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше участие в них.

O Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.

O В результате преодоления испытаний такие подростки становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт достижения успехов.

 

Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!

 

К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие

 

1. Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.

2. Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе  и в форме ЕГЭ.

3. Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.

4. Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.

5. Выполнение и защита (публикация) научных работ.

6. Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективах.

7. Участие в конкурсах, научных конференциях.

8. Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.

 

К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие:

 

1. Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).

2. Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях – «лидер», «интеллектуал», «психолог».

3. Тренинг способности учащихся самостоятельно выполнять учебные, научных или творческие задания: определять их этапы, планировать график выполнения, формулировать критерии завершения этапов и всего дела в целом.

4. Тренинг способности поддерживать свою самооценку и чувство достоинства в момент оценки результатов своей успешной деятельности.

5. Тренинг способности учеников использовать кризисы как возможность для развития личности, в частности – развития навыков т.н. совладающего (со стрессом) поведения.

6. Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.

7. Аутотренинг волевой мобилизации.

 

Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся. Указанные технологии поддержки в школе, в сочетании с семейными и индивидуальными, достаточны для поддержания у «сильных» учеников оптимизма с невысоким уровнем тревожности. Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и бесед с учениками.

По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз). У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!

 

Сверхответственным «сильным» ученикам - дополнительную помощь!

1. Обучение приемам психофизиологического расслабления: прогулки, массаж, ванны, душ, легкая закуска, дополнительный сон.

2. Применение приемов переключения внимания и компенсаторные деятельности: общение, музыка, чтение, зрелища, общение с природой и животными, хобби (это последнее сокращается по мере приближения к экзаменам).

3. «Охранительный» режим дня: сон не менее 9 часов, в том числе 1-1,5 часа днем. Отход ко сну не позже 23.00. Занятия в течение дня циклами по 1,5-2 часа с перерывами до 30 минут. Еда легкая и богатая витаминами (фруктами и ягодами) не реже 4-5 раз в день (не перед сном!).

 

Роль репетиторов и ваше отношение к ним

Прибегнуть к помощи репетиторов или нет – дело учащихся и их родителей. Традиция репетиторства – развита в настоящее время и, видимо, будет сохраняться еще долго, хотя для «сильных» учеников оно, может быть, и нужно-то больше как психотерапия или дополнительная тренировка уверенности в себе. Вас самих родители учеников из других школ тоже могут попросить быть у них репетиторами.

Важно не отрицать репетиторство, а помочь ученику сделать его эффективным:

O Дать репетитору сведения, что в репетируемом предмете учащийся освоил лучше и что хуже.

O Описать наиболее эффективные способы стимуляции учебной деятельности у данного учащегося в 10-11-м классах.

O После первых 2-3-х недель занятий репетитора начать давать ученику возможность проявить себя на уроках, публично поощрять.

 


 

  

Рекомендации психолога

 

Практические рекомендации учителям

для успешного обучения детей.

 

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.


2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

 

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

 

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.


5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.

 

6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.

 

7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

 

8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.


9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

 

10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.

 

11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

 

12. Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.

 

13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.

14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
 

15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.


16. Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!»

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930