Открытие,  в школьном дворе,  стелы посвященной 90-летию В.Т. Броварца

 

 

 « Скорбим, гордимся, помним…»

(Экскурсии по военно-патриотической тропе станицы Новотитаровской.

Экскурсоводы – учащиеся 8 В класса).

 

 

 

 

 

  

Встреча с ветераном ВОВ Т.М. Зубенко

 

 

 

  

Проект этнографического уголка на территории школы

 

 

 

 

 

Процесс создания этноуголка…….

 

Процесс создания этноуголка…….

 

 

 

 

 

  

 

Урок кубановедения «О временном и вечном», учитель Шапкун В.Н.

 

( учебное занятие по творчеству кубанской поэтессы Л.К.Мирошниковой)

 

 

ЦЕЛЬ:

 

 

ЗАДАЧИ:

Знакомство с биографией и творчеством кубанской поэтессы

Л. К. Мирошниковой.

 

 Формирование коммуникативных компетентностей учащихся при анализе творчества автора.

Воспитание чувства патриотизма , любви к своей малой родине на примере стихотворений  поэтессы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийная установка, слайды, выставка книг, раздаточный материал.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Слово учителя

Как хороша, ты родная земля! Сколько богатств хранится в твоих недрах. Но вместе с этими богатствами есть еще главное богатство – это люди Кубани.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим и познакомимся с замечательной женщиной, поэтессей земли кубанской Любовью Кимовной  Мирошниковой.

 Любовь Кимовна  – кубанская поэтесса, наша современница, родилась в г.Краснодаре. После окончания школы училась в торговом техникуме, получила образование бухгалтера. Работала в ГОРОНО города Краснодара. Но любовь к поэзии влекла Любовь Кимовну к перу и листу бумаги. И в 1989 году она становится дипломантом форума молодых поэтов Кубани, приобретает известность как детская поэтесса. В 1990 году Любовь Кимовна поступает в Московский Литературный институт имени А.М. Горького. С 1996 года она Член Союза писателей России.

В стихах поэтессы  мы находим  щедрость и красоту родной природы. Есть стихи о ваших ровесниках. Стихи Л.К. Мирошниковой  любознательные, порой озорные. Вы наверное знакомы со сборником детских стихотворений «Выручалочка»?

Воротилась свинка с рынка,

Но пуста её корзинка.

Вот бы был у свинки бедной

Пятачок, хотя бы медный,

А за мокрый и немытый

И арбуз не купишь битый.

Но Любовь Кимовна является автором стихов не только для детей, но и для взрослых, в которых поднимаются темы о временном и вечном.

 Ребята, давайте познакомимся со  стихотворениями Любови Кимовны.

 

II.  Чтение и анализ стихотворений.                    (слайд стихотворения)

 

                                             *  *  *

 

Изображение 009Я узнаю вас, Осень, по шагам-

По царственной, уверенной походке.

Там, где вода прильнула к берегам,

Как Ваши башмачки, чернеют лодки.

 

Я Вашу странность, Осень, узнаю:

Нрав то шальной, а то по-детски кроткий;

И Ваш восторг у бездны на краю,

И тихий плач оставленной сиротки.

 

Я узнаю Вас, Осень, по душе-

Загадочной и полной вдохновенья,

И слышу в травах, высохших уже,

Нахлынувших дождей сердцебиенье.

 

А заполошный ветер, с лета пьян,

Ваш лёгкий стан небрежно обнимает.

Жаль, ничего, бродяга и буян,

Он в красоте души не понимает.

 

 

 

Ребята, как вы думаете,

1)      О чем это стихотворение?

           (Ответы ребят)

 (о гармонии в природе, о красоте, родного края, об осени. Осень становится в стихотворении центральным образом, на котором строится всё произведение.)

2)      Как вы понимаете слово Заполошный?

           (Ответы ребят)

 

 (Заполошный (прост.) Суматошный, неспокойный, взбалмошный.)

 Запишите в тетрадь.

3)      С кем  сравнивает поэтесса Осень?

                      (Ответы ребят)

 

 (с царственной, высокопоставленной особой, с шальной, игривой и в то же время загадочной женщиной. Она  и недосягаема и по-детски проста, с лёгким кротким нравом)

4)      Создавая образ Осени, автор говорит:

Изображение 009Я узнаю вас, Осень, по шагам-

По царственной, уверенной походке.

 

Я узнаю Вас, Осень, по душе-

Загадочной и полной вдохновенья,

какое лексическое средство используется в создании образа Осени?

            (Ответы ребят)

(олицетворение)

- какую роль играет олицетворение в создании образа Осени?

           (Ответы ребят)

(она становится живой, неповторимой женской фигурой, которая может быть разной)

- как вы понимаете строчки:

Я Вашу странность, Осень, узнаю:

Нрав то шальной, а то по-детски кроткий;

И Ваш восторг у бездны на краю,

И тихий плач оставленной сиротки.

           (Ответы ребят)

(Осень – переменчивое время года. Она может быть солнечной, тихой, ясной и в то же время бурной, шумной, дождливой, ветреной.)

- какое средство изобразительности использует автор, создавая такой противоречивый образ Осени? (развёрнутая метафора ?)

           (Ответы ребят)

- с помощью какого лексического средства автор подчёркивает в 4-й строфе женственность образа Осени?

А заполошный ветер, с лета пьян,

Ваш лёгкий стан небрежно обнимает.

Жаль, ничего, бродяга и буян,

Он в красоте души не понимает.

           (Ответы ребят)

 

(«лёгкий стан» – эпитет, «красота души» - метафора)

           

Чтение стихотворения:

              Первый снег

     Первый снег, как младенец –                                

       Как он радует глаз!

       Как махра полотенец,

       Ширь неезженых трасс.                                          

       Самоцветами блестки

       Вспыхнут в первых лучах,

       Будто держат березки

       Радугу на плечах!

       Клена снежная крона,

       Будто облачный шар-

       Удивилась ворона

       И воскликнула: «Кар!»

       И на лапах у ели,

       Полон счастья и нег,

       Как дитя в колыбели,

       Улыбается снег.

       

Как вы считаете,

1) О чем это стихотворение?

           (Ответы ребят)

 (о первом снеге, который приносит радость, ожидание чуда. Это не забвение, не сон, это чистота и блеск, восторг и торжество природы.)

2) какие чувства, настроение звучат в этом стихотворении?

           (Ответы ребят)

(радость бытия, счастье).

3) как нарисована картина первого снега? Какие слова использует автор в этой зарисовке?

           (Ответы ребят)

 (сравнивает снег с махрой полотенец, мягких, домашних, уютных. Сообщает, что он ожидаем. Сравнивает первый снег с младенцем. Снег украшает природу, одевает её в дивные наряды, полные радужного блеска.)

4) как вы понимаете слова : Нега

           (Ответы ребят)

(1.Полное   довольство ( жить в  неге). 2.Блаженство, а также страстное томление, ласка(предаваться неге).

Крона (1. Вся разветвленная часть дерева с его листвой.)

Вопросы к тексту.

2)Нарисуйте картину первого снега ?

3)С  кем  автор сравнивает первый снег?

4) Как вы понимаете смысл следующих слов:

Самоцветами блестки

Вспыхнут в первых лучах,

Будто держат березки

Радугу на плечах!

(снег блестит на солнце, отражает лучи солнца; передаёт радостное настроение)

           (Ответы ребят)

 

III. А теперь я предлагаю вам прочитать стихотворения Л.К. Мирошниковой, которые вы найдёте в своих рабочих листах.

 

(Чтение стихотворений детьми. Показ слайдов с этими стих-ми, пр-я в рабочих листах)

 

Зима в Краснодаре.

Последний декабрь уходящей эпохи,

Улыбчивый, будто младенец во сне.

Вдруг первого снега растаяли крохи –

Зима на блины угодила к весне.

Как будто подснежников нежные всходы,

Сквозь стужу проклюнулись тёплые дни.

Порой, как ни странны причуды природы,

Нам посланы свыше, бывают, они.

Оттают прохожих холодные взгляды,

И солнечный зайчик в их душах мелькнёт,

И будут они, горемычные, рады

Забыть про дела и уйму забот.

Синицы весёлые, точно в ударе:

Снуют и свистят и щебечут вокруг!

Зима в Краснодаре!

Зима в Краснодаре?!

К чему удивляться?! На то он и юг!

А завтра замёрзнут коварные лужи,

И, может быть, вьюга навоется всласть,

И мы по бульварам пойдём неуклюже,

В любую минуту рискуя упасть.

 

 

Последний день лета.

Серых туч лихая рать

Над пустынным летним пляжем.

Стало негде загорать –

Невезенье, прямо скажем!

Ливни ночью льют и днём,

Волны берег рвут на части.

Смотришь в небо, а на нём

Ни намёка нет на счастье.

Тридцать первое число:

Задувает август свечи,

Лето русское ушло

По-английски!

Что ж, до встречи!  

 

 

Тишина

Теплая домашняя луна

Задремала в пуховой постели.

В мире воцарилась тишина,

Будто с неба ангелы слетели.

И, уснув, как будто на века,

Шумные безмолвствуют деревья.

К берегам прильнувшая река

Спит, устав от вечного кочевья.

Лишь порой кувшинку в час ночной

Потревожит всплеск бессонной рыбки,

Где в зеркальной заводи речной

Тлеют звёзд печальные улыбки.

 

 

IV. Слово учителя. Тема природы – одна из основных тем в творчестве многих поэтов. Через образ природы в стихотворениях Любови Кимовны передаётся и тема любви, духовности, бытия человеческой жизни. Но кто как не сама поэтесса может нам лучше об этом рассказать? Ребята, я с удовольствием хочу представить вам автора этих произведений.

      Любовь Кимовна, Вам слово!

 

V. Слово поэту.(10 минут)

VI. (итог) Огромное спасибо Вам за Ваше творчество, за Ваше тепло, любовь, которыми проникнуты Ваши произведения. (Цветы)

          - Сегодня мы познакомились с кубанской поэтессой, соприкоснулись с её удивительным поэтическим миром, в котором основным мотивом звучит мотив о временном и вечном.

 В память об этой встрече мы дарим вам буклеты с автографом автора. ( Идет показ слайдов с книгой «Выручалочка» в сопровождении песни)

 

- оценки за урок ………………..

 

VII(Д/з) Дома я предлагаю вам написать небольшой отзыв о нашей сегодняшней встрече. Примерный план этой творческой работы вы найдёте в опорном конспекте урока.

 

 

«О временном и вечном»

 

( раздаточный материал для учебного занятия по творчеству кубанской поэтессы Л.К.Мирошниковой)

 

I.                                             *  *  *

Изображение 009Я узнаю вас, Осень, по шагам-

По царственной, уверенной походке.

Там, где вода прильнула к берегам,

Как Ваши башмачки, чернеют лодки.

 

Я Вашу странность, Осень, узнаю:

Нрав то шальной, а то по-детски кроткий;

И Ваш восторг у бездны на краю,

И тихий плач оставленной сиротки.

 

Я узнаю Вас, Осень, по душе-

Загадочной и полной вдохновенья,

И слышу в травах, высохших уже,

Нахлынувших дождей сердцебиенье.

 

А заполошный ветер, с лета пьян,

Ваш лёгкий стан небрежно обнимает.

Жаль, ничего, бродяга и буян,

Он в красоте души не понимает.

 

  1. О чем это стихотворение? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете слово Заполошный? __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. С кем  сравнивает поэтесса Осень? ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

  1. Какое лексическое средство используется в создании образа Осени?

Я узнаю вас, Осень, по шагам-

По царственной, уверенной походке.

 

Я узнаю Вас, Осень, по душе-

Загадочной и полной вдохновенья,

_____________________________________________________________________________________

- какую роль играет олицетворение в создании образа Осени?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- как вы понимаете строчки:

Я Вашу странность, Осень, узнаю:

Нрав то шальной, а то по-детски кроткий;

И Ваш восторг у бездны на краю,

И тихий плач оставленной сиротки.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

- какое средство изобразительности использует автор, создавая такой противоречивый образ Осени? ______________________________________________________________________________

- с помощью какого лексического средства автор подчёркивает в 4-й строфе женственность образа Осени?

А заполошный ветер, с лета пьян,

Ваш лёгкий стан небрежно обнимает.

Жаль, ничего, бродяга и буян,

Он в красоте души не понимает.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________           

II.

              Первый снег

     Первый снег, как младенец –                                

       Как он радует глаз!

       Как махра полотенец,

       Ширь неезженых трасс.                                          

       Самоцветами блестки

       Вспыхнут в первых лучах,

       Будто держат березки

       Радугу на плечах!

       Клена снежная крона,

       Будто облачный шар-

       Удивилась ворона

       И воскликнула: «Кар!»

       И на лапах у ели,

       Полон счастья и нег,

       Как дитя в колыбели,

       Улыбается снег.

       

1) о чем это стихотворение? ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2) какие чувства, настроение звучат в этом стихотворении? ___________________________

__________________________________________________________________________________

3) как нарисована картина первого снега? Какие слова использует автор в этой зарисовке?    

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5)      как вы понимаете слова : Нега __________________________________________________

__________________________________________________________________________________  

Крона ____________________________________________________________________________

2)Нарисуйте картину первого снега ?

3)С  кем  автор сравнивает первый снег?

4) Как вы понимаете смысл следующих слов:

Самоцветами блестки

Вспыхнут в первых лучах,

Будто держат березки

Радугу на плечах!

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

III. Стихотворения Л.К. Мирошниковой.

 

Зима в Краснодаре.

Последний декабрь уходящей эпохи,

Улыбчивый, будто младенец во сне.

Вдруг первого снега растаяли крохи –

Зима на блины угодила к весне.

Как будто подснежников нежные всходы,

Сквозь стужу проклюнулись тёплые дни.

Порой, как ни странны причуды природы,

Нам посланы свыше, бывают, они.

Оттают прохожих холодные взгляды,

И солнечный зайчик в их душах мелькнёт,

И будут они, горемычные, рады

Забыть про дела и уйму забот.

Синицы весёлые, точно в ударе:

Снуют и свистят и щебечут вокруг!

Зима в Краснодаре!

Зима в Краснодаре?!

К чему удивляться?! На то он и юг!

А завтра замёрзнут коварные лужи,

И, может быть, вьюга навоется всласть,

И мы по бульварам пойдём неуклюже,

В любую минуту рискуя упасть.

 

Последний день лета.

Серых туч лихая рать

Над пустынным летним пляжем.

Стало негде загорать –

Невезенье, прямо скажем!

Ливни ночью льют и днём,

Волны берег рвут на части.

Смотришь в небо, а на нём

Ни намёка нет на счастье.

Тридцать первое число:

Задувает август свечи,

Лето русское ушло

По-английски!

Что ж, до встречи!  

 

Тишина

Теплая домашняя луна

Задремала в пуховой постели.

В мире воцарилась тишина,

Будто с неба ангелы слетели.

И, уснув, как будто на века,

Шумные безмолвствуют деревья.

К берегам прильнувшая река

Спит, устав от вечного кочевья.

Лишь порой кувшинку в час ночной

Потревожит всплеск бессонной рыбки,

Где в зеркальной заводи речной

Тлеют звёзд печальные улыбки.

 

 

IV. Домашнее задание.  написать небольшой отзыв о сегодняшней встрече.    План.

  1. Что вы узнали о кубанской поэтессе Л.К. Мирошниковой?
  2. Какие стихи вам понравились и почему; о чём они?
  3. Какое впечатление произвело на вас знакомство с поэтессой?
  4. Что вам больше всего запомнилось из этого урока?

 

 

 

Чтим и храним традиции.

 Последний день Масленицы…..

Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930